Компьютеризация населения и расширение доступности информационных технологий обусловили появление новых форм в организации образования, позволяющих обучаться вне стен учебного заведения. В России применение дистанционных образовательных технологий регулируется статьёй 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 (ред. от 31.07.2020). — Текст: электронный // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: свободный.
Законом определены понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии.
Общий порядок применения электронного обучения утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ
Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816. — Текст: электронный // Справочно-правовая система «КонcультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: по подписке.
Дистанционное обучение существенно увеличивает возможности предоставления информации, расширяет границы доступа к мировым базам научных знаний, качественно меняет характер обучения. В то же время возникает необходимость внесения корректировок в учебные планы и обеспечения учащихся техническими средствами. В связи с этим Минпросвещения России разработало ряд методических рекомендаций.
О направлении методических рекомендаций: Письмо Минпросвещения России от 19.03.2020 ГД-39/04. — Текст: электронный // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348133/ (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: по подписке.
В условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разработало нормы гибких форм занятости и заработной платы для педагогических работников при переводе их на режим удалённой работы.
О направлении Рекомендаций по применению гибких форм занятости в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ: Письмо Минтруда России от 23.04.2020 №14-2/10/п3710. — Текст: электронный // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351512/ (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: по подписке.
В соответствии с этими рекомендациями применение электронного обучения не снижает норму часов педагога и не является основанием для уменьшения заработной платы, включая компенсационные и стимулирующие выплаты.
Пандемия COVID-19 явилась серьёзным испытанием для всей российской системы образования. Для многих семей цифровизация образования становится непосильной ношей. В Госдуму внесён Проект Закона №980832-7, где предлагается разрешить использовать материнский капитал на цели, связанные с дистанционным обучением. Также студентам, обучающимся на платной основе, существенно снижена процентная ставка на образовательный кредит и продлён срок его погашения.
О внесении изменений в Правила предоставления государственной поддержки образовательного кредитования: Постановление Правительства Российской Федерации от 19.08.2020 №1256. — Текст: электронный //Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_360497/ (дата обращения: 28.08.2020). — Режим доступа: свободный.
Для читателей Отдела деловой литературы все рекомендованные документы доступны при посещении.
К нормативно-правовым документам, косвенно влияющим на организацию образовательной деятельности с применением ДОТ и ДО, в материалах данного слушания были отнесены ФГОСы, приказы о мониторинге и аккредитации образовательной организации, а также методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации.